+7 (351) 214-17-17 Заказать звонок Онлайн-запись

г. Челябинск,

ул. Братьев Кашириных, 76

ул. Карла Либкнехта, 20а

ул. Энтузиастов, 21 (ЛОР. Центр слуха)



        

Адаптация ребёнка к детскому саду, часть 2 "Алгоритм формирования"

Продолжаем разговор о подготовке малыша к детскому саду. Итак, как наиболее грамотно подготовить ребенка к началу посещения детского коллектива, как сделать адаптацию наиболее благоприятной.

Важным аспектом формирования благоприятной адаптации является рациональное вскармливание ребенка. Только грудное вскармливание на первом году жизни закладывает основы формирования полноценного иммунитета. Важную роль играет своевременное и грамотное введение прикормов с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Рациональное вскармливание — лучшая профилактика дисбактериоза кишечника, а кишечник является важнейшим иммунным органом, и от состояния микрофлоры кишечника во многом зависит сопротивляемость организма ребенка вирусным и бактериальным инфекциям. Состояние вскармливания определяет предрасположенность ребенка к аллергическим заболеваниям, с помощью диеты можно профилактировать и лечить, а можно и усугублять проявления аллергических поражений кожи и респираторного тракта.

Очень важно формировать у ребенка правильную культуру питания. Это и сервировка стола, и соблюдение режима питания, и приготовление блюд, соответствующих возрасту и пищевым возможностям ребенка.

Частым заблуждением является мнение многих родителей, что после года можно кормить ребенка с «общего» стола. Если в присутствии ребенка вы едите колбасу или пельмени с кетчупом и майонезом (а иногда и даете попробовать свое меню ребенку, радостно восхищаясь, как быстро он приучается к взрослой жизни), то не удивляйтесь, что ребенок откажется есть специально приготовленные для него блюда (ребенок, который не знает, что такое суп, и не привык есть кашу, будет испытывать большие трудности с питанием в детском коллективе).

Не меньший вред приносит так называемое «кусочничанье». Если между приемами пищи ребенок привык подкрепляться бутербродами, конфетами, печеньем, то он никогда не научится питаться по режиму, а, значит, кроме проблем с организацией питания в детском коллективе, у такого ребенка увеличивается риск формирования сначала функциональных, а потом и воспалительных заболеваний пищеварительной системы, чему в немалой степени может способствовать психо-эмоциональный стресс в период адаптации.

Итак, рационально организованное по возрасту питание ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и состояния здоровья — важнейшее условие его благоприятной адаптации к детскому коллективу.

Одним из главных механизмов формирования благоприятной адаптации является выработка новых устойчивых стереотипов поведения ребенка.

Малыша необходимо как можно раньше приучить к режиму дня детского коллектива (утренний подъем, дневной сон, время приема пищи, прогулок, игр). Если вы укладывали ребенка спать не раньше полуночи после просмотра телевизионных передач, а завтракали только в 12 часов до 31 августа, а с 1 сентября пытаетесь разбудить малыша в 6.00, чтобы успеть в детский сад, то вряд ли вы можете рассчитывать на успех. Стресс на уровне центральной нервной системы обязательно приведет к падению иммунитета, и, наряду с риском формирования невротической реакции, ребенок приобретает риск острого респираторного заболевания, чему в немалой степени будет способствовать контакт с другими детьми, а значит с новыми бактериями и вирусами.

Очень важно, чтобы ребенок не болел никакими острыми заболеваниями приблизительно в течение месяца до начала посещения детского коллектива. А если у малыша есть какие-либо хронические или рецидивирующие заболевания, необходимо их максимально скомпенсировать, а по возможности и вылечить с помощью педиатра и врачей-специалистов, к которым нужно обратиться заранее.

Хочется обратить внимание родителей на такие, казалось бы, неопасные отклонения в состоянии здоровья, как анемия, рахит, дисбактериоз. Даже профессиональное врачебное сообщество порой неоднозначно относится к этим состояниям у детей и к необходимости их коррекции. Однако, в настоящее время, серьезными научными исследованиями доказано, что иммунитет во многом определяется уровнем железа в организме и активностью ферментов с ним связанных, уровнем активных метаболитов витамины Д, состоянием микрофлоры кишечника. Данные показатели определяют не только риск острого заболевания, его тяжесть и продолжительность, но и формирование иммунологической памяти (заболеет ли ребенок повторно), а также качество поствакцинального иммунитета.

Важным профилактическим моментом, укрепляющим неспецифический иммунитет, является закаливание. Конечно, закаливание нужно начинать заранее, за несколько месяцев до посещения детского коллектива. Формы, режим и виды закаливания должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребенка. Самым простым закаливающим моментом, с которого можно стартовать, являются воздушные ванны, ходьба босиком и полоскание зева солевыми растворами с постепенным снижением температуры. При условии соблюдения важнейших принципов классического закаливания (постепенность, последовательность, переход от простого к сложному, систематичность, учет состояния здоровья и эмоционального фона ребенка) можно добиться хороших результатов по повышению адаптационных возможностей ребенка. Правда залогом успеха является постоянное выполнение закаливающих процедур, что требует от родителей определенного усилия, настойчивости, времени и твердого характера.

Важно, чтобы все планируемые стрессовые ситуации в жизни семьи были отделены от времени начала посещения детского коллектива минимум месячным сроком. К таким ситуациям относится и плановая вакцинация. Начало посещения детского коллектива лучше планировать на теплое время года (лето, начало осени), мама должна иметь резерв времени перед выходом на работу, чтобы дать возможность ребенку постепенно привыкать к новому режиму, а в случае заболевания ребенка максимально укрепить его здоровье, выдержать так называемый период реабилитации.

Возможно назначение барьерных методов профилактики ОРЗ, особенно в осенне-зимнее время (промывание носа изотоническими солевыми растворами):

  • местных и системных препаратов интерферона;
  • местных и системных бактериальных лизатов (имудон, ИРС-19, рибомунил, бронхомунал и др.).

Данные средства плановой и экстренной профилактики острых респираторных заболеваний должны назначаться врачом по индивидуальному режиму с учетом особенностей конкретного ребенка, они не являются панацеей от всех заболеваний, и не должны заменять ребенку ежедневные продукты питания.

Начавший посещать детский коллектив ребенок может и должен переболеть определенными заболеваниями, чтобы сформировать свою иммунологическую память. Важно сохранять во всем (и в вопросах профилактики, и в признании необходимости активной иммунизации ребенка через заболевания) золотую середину.

Полезными в период пред-адаптационный и адаптационный могут оказаться:

  • комплексы витаминов и микроэлементов;
  • адаптогены растительного происхождения;
  • препараты, нормализующие процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и подкорковых центрах (тенотен, глицин, атаракс и др.) 

Безусловно, назначить такие препараты должен врач.

В последние годы большую популярность приобретает практика семейного консультирования у психоневролога или семейного психолога. Данный специалист может профессионально грамотно помочь выстроить в вашей семье тактику подготовки ребенка к детскому коллективу. Не пренебрегайте такой возможностью!

Мы желаем вам использовать все наши советы и рекомендации с максимальной пользой для более благоприятной адаптации и укрепления здоровья ваших детей!

Мицкевич Светлана Эдуардовна, врач-педиатр Клиники репродуктивной медицины, к.м.н.

Распечатать
Остались вопросы? Мы с удовольствием на них ответим!
МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
Яндекс.Метрика